Зарядная инфраструктура для электромобилей России является одним из ключевых элементов развития рынка электромобилей. Несмотря на то, что в последние годы количество электромобилей в России растет, существующая зарядная инфраструктура не может удовлетворить все потребности в зарядке транспорта. Однако существует стратегия развития зарядной инфраструктуры России, которая предусматривает создание сети быстрых зарядных станций по всей стране, а также специальных программ, направленных на поддержку владельцев электромобилей. Это будет играть ключевую роль в переходе на экологически чистый вид транспорта.
Как и в большинстве стран мира, зарядная инфраструктура для электрических автомобилей в России только начинает развиваться.
На начало 2023 года на территории РФ насчитывается около 1,7 тыс. зарядных станций. Более половины из них находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Также зарядные станции расположены в других крупных городах страны, включая Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и др. Большинство зарядных пунктов находятся на территории торговых центров, парковок и отелей. Многие зарядные станции доступны только для клиентов соответствующих компаний, например, для владельцев электромобилей Tesla, BMW или Nissan Leaf.
В 2023 году 28 новых регионов присоединятся к пилотному проекту по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта, что было подтверждено распоряжением Председателя Правительства Михаила Мишустина. Среди новых участников – Башкирия, Пермский край, Волгоградская, Костромская, Рязанская, Челябинская и Ярославская области. Всего в эксперименте примут участие 40 российских регионов в следующем году. С начала пилотного проекта в 2022 году уже были осуществлены проекты в Татарстане, Крыму и Севастополе, Краснодарском крае, а также в Ленинградской, Московской, Нижегородской, Воронежской, Сахалинской, Липецкой, Ростовской и Тульской областях.
В России количество электрокаров в обращении пока невелико. Доля легковых электромобилей и машин с гибридной силовой установкой среди общего числа легковых автомобилей составляет около 0,5%, согласно данным «Автостата». При этом 88% из них являются гибридами, а полноценных электрокаров всего лишь 10%.
Продажи электротранспорта в России растут с исторически высокой скоростью. Согласно данным «Автостата» и АО «ППК», за весь 2022 год было продано около 3 тысяч новых легковых автомобилей на электроэнергии, что на 33% больше, чем в прошлом году. В первом квартале 2023 года продажи выросли уже на 95% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в марте увеличились в 2,7 раза, а в апреле – в 5 раз, достигнув показателя в 861 проданный электромобиль.
Такой высокий темп развития связан с тем, что водители заинтересовались более экологичными личными транспортными средствами. Кроме того, количество электрозарядных станций в России увеличилось в два раза после запуска государственной поддержки электромобилей. Только за 2022 год было построено 439 станций для быстрой зарядки электромобилей в 12 пилотных регионах страны.
В России существует несколько технологических решений для более эффективной зарядки, которые в настоящее время развиваются и испытываются на практике.
В целом, в России продолжается активная работа по развитию технических решений для более эффективной зарядки электромобилей, что позволит увеличить количество электрических автомобилей на дорогах и сделать их использование более удобным и доступным.
Развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей будет иметь положительное влияние на экологическую ситуацию в стране. Это связано с тем, что электромобили не загрязняют окружающую среду выбросами вредных веществ и являются более экологически чистым способом передвижения.
Кроме того, развитие зарядной инфраструктуры может привести к сокращению использования автомобилей с ДВС, что в свою очередь уменьшит выбросы загрязняющих веществ и шум на улицах городов.
К тому же развитие зарядной инфраструктуры позволит увеличить число электромобилей на дорогах, что способствует уменьшению зависимости от нефтепродуктов и повышении энергоэффективности транспортной системы в целом.
Таким образом, развитие зарядной инфраструктуры будет иметь положительный эффект на экологическую обстановку в стране и является одним из ключевых факторов для перехода к более чистому и энергоэффективному виду транспорта.