Свернуть
Главная>Блог>Тренды маркетплейсов в 2024 году: что делать бизнесу?

Тренды маркетплейсов в 2024 году: что делать бизнесу?

Стратегия
Экспертное мнение
Личные финансы
22 декабря
8
6163

Содержание статьи:

Рынок маркетплейсов в 2023 году

Тренды маркетплейсов и электронной коммерции в 2024 году

Советы для бизнеса



Как будут развиваться маркетплейсы в 2024 год, и какие тенденции важно учитывать в своей бизнес-модели для успешных результатов?

Рынок маркетплейсов в 2023 году

По данным исследования Mediascope в 2023 году, 86% россиян покупают и заказывают товары в интернете. И в процессе поиска она чаще всего обращаются к маркетплейсам.

Продажи электронной коммерции, а в частности маркетплейсов стремительно растут. В первом полугодии 2023 года оборот от продаж товаров и услуг (GMV) крупнейшего российского маркетплейса Wildberries увеличился на 94% — до 1,22 трлн руб. В таком же соотношении вырос и оборот Ozon, в первом полугодии он составил 675,7 млрд руб.

Для сравнения, продажи крупнейшего маркетплейса в мире Amazon за первый и второй квартал 2023 года в совокупности составили более 261 млрд долларов (в рублях это порядка 23,5 трлн). Темпы роста не такие высокие, но продажи все же увеличиваются — на 10%. Это говорит о том, что у российского рынка маркетплейсов еще есть потенциал.

К примеру, на Wildberries наибольшие объемы продаж демонстрируют одежда, обувь и аксессуары, косметика и парфюмерия, товары для дома и предметы интерьера, смартфоны и продуктов питания. Наибольший прирост в первом полугодии 2023 года показали сегменты автозапчастей (+596%), игр и игровых консолей (+244%), строительных инструментов (+171%), товаров для садоводства (+158%) и спорта (+144%).

Тренды маркетплейсов и электронной коммерции в 2024 году

Бизнесу важно следить за изменениями на рынке и трендами, чтобы оставаться эффективным и прибыльным. Популярность маркетплейсов будет расти, это очевидно, но и в этом тренде можно выделить несколько направлений развития и точек роста:

Борьба за покупателя. Конкуренция между крупными маркетплейсами в России нарастает. Для привлечения как пользователей, так и селлеров они используют различные стратегии: скидки и акции, внешнюю рекламу, внутренние инструменты, например, индекс цен. Поэтому продавцам важно не останавливаться на одной площадке и пробовать открывать кабинеты на разных маркетплейсах.

Перенасыщение маркетплейсов. В 2022 году Wildberries заявляла, что на ее площадке торгует более 840 тысяч селлеров, Ozon – более 120 тысяч. С тех пор эти цифры только увеличиваются. Это приводит к перенасыщению площадок, острой конкуренции между продавцами за счет цены и внешней рекламы и в результате к снижению маржи селлеров.

Поэтому для старта продаж на маркетплейсах сейчас крайне важно правильно выбрать нишу, тщательно продумать unit-экономику и стратегию внешнего продвижения.

Необходимость внешней рекламы. Сервисы внутренней рекламы на маркеплейсах перегружены и уже не так эффективны, поэтому продавцы все чаще прибегают ко внешней рекламе: через блогеров или Яндекс.Директ. Особую важность приобретает построение собственного бренда.

Построение сильного бренда. В условиях высокой конкуренции между селлерами теперь важно создавать и развивать собственный бренд с уникальной айдентикой, следить за репутацией, работать с отзывами. Это позволяет наращивать лояльную аудиторию, увеличивать повторные продажи и в целом продавать в более высоком ценовом сегменте и с более высокой маржой.

Интеграция искусственного интеллекта. Роль ИИ в электронной коммерции будет расти, как и в любых других сферах нашей жизни. Уже сейчас нейросеть помогает продавцам составлять продающие объявления с учетом SEO-оптимизации. А еще ИИ используется для сбора и анализа данных о пользователях, предоставления персонализированных рекомендаций, построения чат-ботов и много другого.

Трансформация контента. Студийных фотографий и простой инфографики уже недостаточно для эффективного продвижения. 3D-визуализация, технологии виртуальной реальности, видеоконтент и виртуальная примерка товаров – вот тренды следующих лет.

Персонализация и кастомизация. Если персонализация предложения уже стала действительностью для электронной коммерции, то кастомизация товаров станет следующим этапом развития.

К примеру, Nike уже давно предлагает покупателям возможность сконструировать свою обувь, начиная от выбора модели и заканчивая цветом. На маркетплейсах это тоже постепенно появляется. Например, некоторые селлеры-производители уже предлагают индивидуальную гравировку или печать на своем товаре.

Голосовой помощник. Голосовые помощники все больше встраиваются в нашу повседневную жизнь. Они умеют заказывать столики в ресторане и вызывать такси. Недавно Яндекс объявил о запуске заказа в «Лавке» через «Алису». Возможно, это станет новым вектором развития для маркетплейсов.

Развитие регионального рынка. По всей России и в соседних странах открываются сотни новых пунктов выдач заказов (ПВЗ). Они появляются даже там, до куда раньше можно было дотянуться только Почтой России. Наибольший рост eCom торговли наблюдается в Республике Алтай, Бурятии и Забайкальском крае. Региональное развитие маркетплейсов, очевидно, продолжится в 2024 и 2025 году.

Специализированные маркетплейсы. В последние годы все чаще приобретают популярность специализированные нишевые маркетплейсы. Например, маркетплейсы финуслуг или площадки для заказа цветов из ближайших флористических магазинов.

Омниканальность. Коммуникация с целевой аудиторией с помощью различных каналов – важный тренд последних лет, который не исчерпает себя в ближайшем будущем. Чем больше точек взаимодействия с потенциальным клиентом, тем лучше: собственный сайт и соцсети, маркетплейсы, мобильное приложение, оффлайн-точка продаж и т.д.

Mobile-first. На смену электронной коммерции постепенно приходит мобильная коммерция, этот тренд продолжится и в следующем году. Поэтому важно, чтобы веб-сайт или контент в вашей карточке товара на маркетплейсе был адаптирован и удобен для чтения с мобильного устройства. Пользовательский опыт на экране смартфона теперь имеет решающее значение.

Экологичность. ESG-повестка («экология, социальная политика и корпоративное управление») завоевывает популярность во всех сферах нашей жизни. Покупатели все чаще ориентируются на различные метрики экологичности товара, его производства и упаковки, и продавцы обязаны это учитывать.

Советы для бизнеса

Бизнес, который осмысленно следует тенденциям и имплементирует новые технологии, с большей вероятностью добьется успеха и высоких финансовых показателей. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам развиваться в 2024 году:

  1. Следите за новостями в законодательстве и регулировании. Нововведения в налогообложении, маркировке и сертификации лучше отслеживать в первоисточнике. Если пропустить важные изменения, можно попасть на крупные штрафы.
  2. Отслеживайте тренды покупательского спроса. Что будет модным в следующем году, какие тенденции останутся с нами на годы – постоянно задавайте себе этот вопрос и пересматривайте свои стратегии.
  3. Используйте технологии ИИ. Нейросетям уже сейчас можно доверить простую, однообразную работу, например составление ответов на отзывы. Разумеется, важно проверять результаты работы искусственного интеллекта, а не использовать их бездумно.
  4. Пробуйте выходить на разные маркетплейсы. Чем больше у вас площадок, тем большую аудиторию вы охватываете.
  5. Пересмотрите свой контент. Возможно, лучше сделать 3D-визуализацию своего товара или снять видео с производства. Обновляйте фотографии и тестируйте, как смена контента влияет на продажи.
  6. Развивайте свой бренд. Сильный бренд дает большую свободу в ценообразовании и помогает увеличивать продажи.

Кредит Карты Вклады Позвонить