Содержание статьи:
Об исследовании
Кто влияет на принятие решения о покупке автомобиля?
Экспобанк и компания Tiburon Research провели исследование, чтобы определить основные поведенческие паттерны людей, приобретающих автомобиль в России. Выяснилось, что 30% людей для покупки машины берут автокредит, а тем, кто использует свои накопления, в среднем нужно 2 года, чтобы отложить сумму на покупку машины.
Об исследовании
Онлайн-исследование проводилось в июне 2023 года. В опросе участвовали 506 респондентов: мужчины и женщины в возрасте 20-60 лет, которые приобрели автомобиль за последний год.
География опрошенных: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, Самара, Уфа, Рост-на-Дону, Омск, Красноярск, Краснодар, Пермь, Волгоград, Владивосток.
Задачи исследования – определить:
- факторы, влияющие на покупку автомобиля,
- роль окружения в процессе принятия решения о покупке и в процессе выбора;
- принципы формирования бюджета на покупку,
- отношение к кредитам и автокредитам;
- оценку перспектив дальнейшего использования автомобиля, возможности новой покупки.
Компания Tiburon Research занимается маркетинговыми исследованиями с 2009 года, входит в число крупнейших исследовательских компаний России.
Как покупают автомобиль?
Результаты исследования показали, что чаще всего респонденты покупают автомобили марок АвтоВАЗ/Lada (12%), Kia (10%) и Toyota (9%). Для большинства опрошенных это уже не первый автомобиль (82%).
Покупают автомобиль чаще всего для поездок на дальние расстояния (32%), а также из-за появления выгодного варианта (28%), неудобства пользования общественным транспортом и такси (28%), желания приобрести автомобиль более высокого класса (27%) и поломки предыдущего автомобиля (26%).
При покупке машины для клиентов наиболее важны технические характеристики (73%), а также цена и доступность запчастей (68%).
Автомобили чаще всего покупают в салонах (46%) и у частных лиц (43%). Салоны привлекают прежде всего защищенностью и отсутствием обмана (55%), частные продавцы – ценой (80%).
Кто влияет на принятие решения о покупке автомобиля?
Информацию о машинах чаще всего ищут на специализированных сайтах (65%), а также советуются со знакомыми (43%) и посещают дилерские центры (38%). За советами прежде всего обращаются к родственникам (61%) и друзьям, знакомым (45%). В наибольшей степени на решение влияют родственники (43%).
Услугой автоподбора пользовались 27%, но автоподборщики влияют на решение только 11% покупателей.
Как часто меняют автомобили?
В среднем автомобилем пользуются около 4 лет.
Ускорить смену автомобиля может прежде всего улучшение материального положения (52%) и желание обновить машину (48%). Также около трети может стимулировать выгодное предложение.
Автокредит или накопления?
Автомобиль чаще всего покупают на накопления (58%), около половины берут кредит (автокредит или потребительский кредит). В частности, автокредит для покупки машины используют в 30% случаев.
Те, кто использует накопления, в среднем копят на покупку машины 2 года. Половина из них готовы были бы взять кредит, если бы им не хватало денег на покупку желаемого автомобиля. Наиболее распространенной мотивацией к этому является желание купить автомобиль с лучшей комплектацией (40%).
Те, кто не отрицает кредит, в среднем ежемесячно готовы выплачивать не более 10% от своей заработной платы. Наиболее важным фактором выбора условий кредитования является процентная ставка (33%).
Портрет покупателя машины
Среди недавно купивших машину примерно одинаковое соотношение мужчин и женщин (51% и 49%), половине – до 35 лет. Три четверти живут в семьях от 3 человек и состоят в браке, у 69% есть дети.
Две трети опрошенных имеют высшее образование. Половина являются сотрудниками коммерческих (37%) и бюджетных (13%) организаций.
Две трети респондентов имеют доход от среднего и выше (68%), в среднем доход на члена семьи составляет около 70 000 рублей.