Свернуть
Главная>Блог>Как платить налоги с продаж на маркетплейсах

Как платить налоги с продаж на маркетплейсах

Личные финансы
12 июля
7
118

Какие налоги нужно платить селлерам на маркетплейсах, какую систему упрощенного налогообложения выгоднее выбрать, и как правильно вести отчетность начинающим продавцам? Разбираемся в этой статье.

ИП, ООО и самозанятость: что выбрать новичку на маркетплейсах

Как именно платить налоги на маркетплейсах, зависит от правовой формы продавца и системы налогообложения, которую он выбрал.

По правовой форме селлер может быть самозанятым, индивидуальным предпринимателем и ООО.

С самозанятыми работают не все площадки. Им можно продавать только товары собственного производства, к тому же у них есть ограничения по доходу – до 2,4 млн рублей в год.

ИП – оптимальный вариант для новичков. Многие продавцы предпочитают вести бизнес как ИП: не нужен устав, необязательно нанимать бухгалтера для ведения бухучета, проще сняться с учета в случае закрытия бизнеса.

ООО – статус юридического лица. Он открывает больше возможностей для масштабирования бизнеса, но в то же время накладывает больше ответственности. Штрафы и санкции для юрлиц в случае нарушений выше, чем для индивидуальных предпринимателей.

Из налоговых режимов для торговли на маркетплейсах подходит ОСНО, УСН и в некоторых случаях НПД. Разберемся подробнее.

Режимы налогообложения для продавцов

Начнем с самого простого – налога на профессиональный доход (НПД). Его платят самозанятые или в некоторых случаях могут платить ИП. Этот налоговый режим подходит для микробизнеса, и при работе с ним селлеры могут продавать на маркетплейсе только товары собственного производства.

Ставка НПД – 4% (если продавать товары и услуги физическим лицам) или 6% (если клиент – юридическое лицо или ИП). Маркетплейс — это посредник между продавцом и покупателями-физлицами, а значит применяется ставка налога 4%.

УСН – упрощенная система налогообложения, в народе «упрощенка». Доступна как для ИП, так и ООО. По ней можно продавать товары собственного производства и заниматься перепродажей.

Упрощенная система налогообложения бывает двух видов:

  • УСН «Доходы». Предприниматель платит 6% с общего дохода.
  • УСН «Доходы минус расходы». Предприниматель платит 15% с разницы между доходами и документально подтвержденными расходами.

могут устанавливать свои ставки УСН. Поэтому важно перед выбором режима налогообложения ознакомиться с условиями в своем регионе.

У «упрощенки» есть свои ограничения. Она подходит компаниям со штатом до 100 человек и оборотом не выше 199 миллионов рублей в 2024 году. Если доходов или сотрудников больше, можно применять только основную систему налогообложения (ОСНО).

  • ИП на ОСНО платит НДС (20% за исключением некоторых товаров, где НДС ниже) и НДФЛ (13% на доход до 5 млн рублей и 15% с суммы превышения). 
  • ООО на ОСНО платит НДС 20% и налог на прибыль 20%.

На патентной системе продавать товары на маркетплейсах нельзя. Патент предназначен только для оффлайн-продаж. Автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН) не могут применять те, кто работает по посредническим договорам. Поэтому она не применима к торговле на маркетплейсах. Во всяком случае пока. В 2023 году в ФНС говорили, что планируют распространить АУСН на маркетплейсы.

Как посчитать налог по УСН «Доходы»

Налог по УСН «Доходы» рассчитывается с общей суммы продаж, а не с той суммы, которую маркетплейс перечисляет на счет селлера. Т.е. по формуле:

Налог = Общий доход (с учетом комиссий площадки) * 6%

Например, Анна продает керамические вазы по 2000 рублей. Площадка удерживает свою комиссию – 500 рублей. На расчетный счет Анны придет 1500 рублей, но налог она заплатит с суммы продажи – с 2000 рублей. То есть 120 рублей с каждой проданной вазы.

Как посчитать налог по УСН «Доходы минус расходы»

По УСН «Доходы минус расходы» ставка выше, зато из налогооблагаемой базы можно вычесть все расходы: не только на комиссию площадки, но также расходы на производство или закуп товара, комиссию байеру, доставку, логистику, хранение на складе. Все расходы, которые вы можете документально подтвердить.

Налог = (Общий доход – расходы) * 15%

Например, если бы Анна, продающая вазы на маркетплейсе, выбрала УСН «Доходы минус расходы», расчет налога для нее выглядел бы так:

Цена продажи – расходы на покупку товара у производителя – доставка – приемка товара и хранение на складе – логистика – комиссия маркетплейса – реклама = 2000 – 600 – 50 – 50 – 50 – 500 – 150 = 600 (прибыль).

Налог = 800*15% = 90 рублей

Налоговая отчетность: что нужно делать

На основной системе налогообложения самая высокая нагрузка по отчетам. Компаниям на ОСН нужно подавать в налоговую как минимум 8 деклараций в год (четыре раза в год по НДС, минимум четыре по налогу на прибыль, в некоторых случаях декларация по налогу на имущество).

Для ООО и ИП на «упрощенке» все гораздо проще. По налогу при УСН подается одна декларация в год. ООО предоставляют отчет до 25 марта следующего года, ИП – до 25 апреля.

С 2023 года организации и ИП должны еще поквартально отправлять уведомления с суммами налогов, которые надо заплатить, в ФНС. Памятка о том, как это делается, есть на сайте налоговой.

Если есть сотрудники, компания или ИП ведут дополнительную отчетность перед ФНС и СФР: расчет налогов на доходы работников, страховых взносов, подача персонифицированных сведений работников и другие.

Как вести бухгалтерский учет

Организации ведут бухгалтерию и по окончании года передают бухгалтерскую (финансовую) отчетность на специальный государственный ресурс – ГИР БО.

ИП такую отчетность не предоставляют. Но должны вести КУДиР – книгу учетов доходов и расходов. Для них это главный документ, в котором фиксируются все движения средств. На его основе ИП считают налоги и готовят налоговую декларацию. Вести ее можно в электронном или в бумажном виде. Если она только в электронном формате, в конце года ее нужно распечатать, пронумеровать в ней страницы, прошить и поставить подпись и печать, если она есть.


Кредит Карты Вклады Позвонить