Изменение режима работы офисов 20 апреля подробнее
Свернуть
Главная>Блог>Развитие рынка электромобилей в России: тенденции и прогнозы

Развитие рынка электромобилей в России: тенденции и прогнозы

Инновации
Экология
Авто
15 мая
8
5840

Содержание статьи:

Что сдерживает распространение электромобилей?

Что будет способствовать развитию рынка электромобилей в России?



Во всем мире производство и продажи электрокаров растут, и Россия — не исключение. Что влияет на скорость распространения «зеленого» транспорта, и когда мы все будем «заправлять» свои авто от розетки?

Мировой рынок электромобилей растет впечатляющими темпами. По данным LMC Automotive и EV-Volumes.com, по итогам 2022 года в мире было продано около 7,8 млн электрокаров, что на 68% больше результатов предыдущего года. Каждая десятая проданная машина в мире была электрической. Лидер в этом направлении стал Китай — там доля рынка электромобилей в общем объеме продаж достигла 19%.

Анализ рынка электромобилей показывает, что в России уровень проникновения электрокаров пока невысокий. Доля парка легковых электромобилей и машин с гибридной силовой установкой от общего парка легковых авто, по данным «Автостата», составляет около 0,5%. Причем 88% приходится на гибриды и лишь 10% — на полноценные электрокары.

При этом продажи электротранспорта растут рекордными для российского рынка темпами. Так, по данным «Автостата» и АО «ППК», за весь 2022 год россияне приобрели почти 3 тысячи новых легковых автомобилей на электроэнергии, что на 33% больше, чем в предыдущем году. В первом квартале 2023 года продажи выросли уже на 95% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, в марте увеличились в 2,7 раза, а в апреле – в 5 раз, достигнув показателя в 861 проданный электромобиль.

Такие темпы связаны с тем, что автолюбители стали чаще интересоваться более экологичным личным транспортом. К тому же после запуска господдержки электромобилей число электрозарядных станций в России увеличилось вдвое. Только за 2022 год в 12 пилотных регионах страны было построено 439 станций для быстрой зарядки электромобилей. При этом с конца 2022 года количество регионов-участников программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта было расширено до 40.

Развитию рынка электромобилей в России способствует изменение модельного ряда и рост объемов поставок из Китая. В частности, в начале 2023 года на российском рынке легковых электромобилей сменился лидер. Если раньше на нем доминировала Tesla, то в первом квартале текущего года на первое место вышел Evolute — российский бренд, под которым на липецком «Моторинвест» собираются машины китайской Dongfeng. И хотя в апреле самым продаваемым автомобилем стал Volkswagen ID.4, завозимый в Россию при помощи параллельного импорта, автомобили Evolute уверенно занимают высокие рыночные позиции.


Электромобили в России планирует собирать и калининградский завод «Автотор». Первой электрической моделью станет BAIC EU5. Также у фабрики есть амбиции и по разработке собственных электромобилей, впрочем, как и у проекта «Москвич». Преимуществом же «Автотора» выступает то, что в Калининграде в 2025 году будет запущено производство литий-ионных тяговых батарей для аккумуляторов, что позволит заводу «Автотор» значительно увеличить степень локализации производства при низких затратах на логистику. Это, в свою очередь, сделает производимые на фабрике электромобили доступнее.

Согласно Концепции развития электротранспорта в России, к 2030 году 10% выпускаемого транспорта будет приходиться на электрический (до 220 тыс. электрокаров в год), а в эксплуатацию будет запущено не менее 15 тыс. зарядных станций, из которых больше трети — для быстрой зарядки электрокаров.

 Что сдерживает распространение электромобилей?

Насколько бы чудесной не была идея перехода на «зеленый» транспорт, процесс этот требует долгого времени. Есть несколько факторов, которые не дают электрокарам быстро сместить с пьедестала своего конкурента — авто на двигателе внутреннего сгорания.

  • И на первом плане — недостаточное количество зарядных станций. Да, их количество растет, но критическая масса еще нескоро будет достигнута. Это делает электрокар преимущественно жителем крупных городов, на междугородних трассах и длинных дистанциях он пока проигрывает машинам на ДВС из-за ограниченной сети электрозаправок. Хотя со временем ситуация будет меняться.
  • Из-за невысокого уровня проникновения электротранспорта инфраструктура их обслуживания сформирована слабо. Хотя это вопрос «курицы или яйца», поскольку недостаточное развитие инфраструктуры, в свою очередь, сдерживает автолюбителей от покупки электрокаров.
  • Длительная зарядка. Мощность медленных электрозарядных станций (ЭЗС) составляет 44 кВт, на такой станции электрокар будет заряжаться до 40% не менее 2 часов. Строятся и быстрые ЭЗС с мощностью 150 кВт. На таких станциях авто заряжается до 80%, в среднем, за полчаса. Но пока такие ЭЗС в меньшинстве, да и все равно, время «заправки» гораздо дольше по сравнению с обычной машиной на бензине или дизеле.
  • Высокая стоимость батареи. На долю батареи приходится не менее 40% стоимости всего электрокара. При этом со временем литий-ионные аккумуляторы теряют свою емкость и требует замены. В среднем, производители дают 8 лет гарантии на батареи электрокаров. Тем не менее, сейчас разрабатываются различные способы удешевления «зеленого» авто за счет унификации батарей и их вторичного использования, появляются гибридные модели владения — например, когда покупатель приобретает электрокар, а батарею берет в лизинг.

Отчасти высокую стоимость батарей можно компенсировать различными программами. Так, в Китае покупатели Volkswagen ID.3 или Wuling Hongguang Mini EV могут купить их условно без батареи. Аккумулятор при этом покупается в кредит, а его стоимость уплачивается отдельно в течение 60 месяцев.

Также существует ряд брендов, таких как Nio, Rising Auto и Livan, которые занимаются активным развитием автомобилей со сменной батареей. Они устанавливают специальные станции по замене аккумуляторов, где поменять разряженную батарею на полную можно за несколько минут. В таком случае, клиент может приобрести автомобиль без батареи, оплачивая исключительно подписку на замену аккумулятора. Минусы у такой схемы – в основном для бизнеса. Дело в том, что такой проект требует большого объёма инвестиций и медленно окупается. Тем не менее, пришедший в Россию бренд Livan уже заявил о своём желании развивать инфраструктуру быстрой замены батарей.

 Что будет способствовать развитию рынка электромобилей в России? 

Несмотря на все существующие сейчас ограничения у электрического транспорта есть множество преимуществ, которые позволят ему со временем занять свою долю рынка.

  • Во-первых, электричество дешевле бензина, что делает «заправку» электрокара более выгодной по сравнению с ДВС. Легковые автомобили на бензине в смешанном режиме город/пригород расходуют в среднем 7–10 литров на 100 км, а значит каждая «сотня» обходится автовладельцу в сумму от 400 до 1000 рублей. У электромобиля средний расход в таких условиях — 20 кВт·ч, что соответствует расходам от 180-220 (при медленной зарядке) до 340–425 рублей (на быстрых ЭЗС) за 100 километров.
  • Во-вторых, электромобиль дешевле в обслуживании. В современном электрическом моторе изнашиваться практически нечему. Вместо двух тысяч подвижных деталей в автомобиле с двигателем внутреннего сгорания, в электромобиле их всего около 80. Соответственно и издержки на ремонт и обслуживание ниже.
  • К этому добавьте различные льготы и преференции для владельцев электромобилей. Водители «зеленых» авто могут не платить за парковку в столице и проезд по платным трассам по всей стране, а также освобождены от уплаты транспортного налога (в Москве и некоторых других регионах).
  • Существует также программа господдержки для рынка электромобилей в России. С 1 января 2023 года государство компенсирует 25% (но не более 625 тыс. рублей) на покупку электрокара. Главное, чтобы автомобиль был собран на территории страны. Сейчас под условия программы подпадают машины Evolute.
  • Характеристики электромобилей постоянно усовершенствуются. К примеру, запас хода на полной зарядке сейчас уже достигает 1000 км (у новых моделей Tesla) и превышает аналогичный показатель у машин с ДВС.
  • В России развивается собственное производство литий-ионных аккумуляторов для электромобилей. К тому же, Россия находится на третьем месте в мире по запасам лития и планирует инвестировать в разработку месторождений.

Часто электрокары воспринимают как более экологичную технологию, способную минимизировать урон окружающей среде от выбросов CO2. С ней связана и другая технология будущего — развитие беспилотного транспорта, который будет существовать именно на электрической тяге. Поэтому вопрос распространения электромобилей — это все лишь вопрос времени.

Вам также может быть интересно

30 декабря
10
2593
Chery vs Exeed

Если ничего не знать об истории китайских автобрендов и просто сравнить модельный ряд марок Сhery и Exeed, то найти линии пересечения будет крайне сложно. Но на самом деле, бренд Exeed был основан компанией Chery Automobile.

24 марта
10
10503
8 трендов в сфере финансовых технологий

Современные информационные финансовые технологии появляются и распространяются стремительно быстро, и кажется, что за ними не уследить. Но на самом деле, можно выделить основные тренды, по которым развивается рынок финтеха. Мы расскажем о 8 самых популярных в 2023 году.

13 сентября
4
24245
Базовые тарифы ОСАГО изменились с 13 сентября 2022 года

Изменения в базовых тарифах на ОСАГО коснулись большинства категорий автовладельцев. Расширение диапазона стоимости на 26% вверх и вниз отразится на стоимости полисов. Кого коснется подорожание страховки, а кто получит более выгодные условия?


Кредит Карты Вклады Позвонить