Во всем мире производство и продажи электрокаров растут, и Россия — не исключение. Что влияет на скорость распространения «зеленого» транспорта, и когда мы все будем «заправлять» свои авто от розетки?
Мировой рынок электромобилей растет впечатляющими темпами. По данным LMC Automotive и EV-Volumes.com, по итогам 2022 года в мире было продано около 7,8 млн электрокаров, что на 68% больше результатов предыдущего года. Каждая десятая проданная машина в мире была электрической. Лидер в этом направлении стал Китай — там доля рынка электромобилей в общем объеме продаж достигла 19%.
Анализ рынка электромобилей показывает, что в России уровень проникновения электрокаров пока невысокий. Доля парка легковых электромобилей и машин с гибридной силовой установкой от общего парка легковых авто, по данным «Автостата», составляет около 0,5%. Причем 88% приходится на гибриды и лишь 10% — на полноценные электрокары.
При этом продажи электротранспорта растут рекордными для российского рынка темпами. Так, по данным «Автостата» и АО «ППК», за весь 2022 год россияне приобрели почти 3 тысячи новых легковых автомобилей на электроэнергии, что на 33% больше, чем в предыдущем году. В первом квартале 2023 года продажи выросли уже на 95% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, в марте увеличились в 2,7 раза, а в апреле – в 5 раз, достигнув показателя в 861 проданный электромобиль.
Такие темпы связаны с тем, что автолюбители стали чаще интересоваться более экологичным личным транспортом. К тому же после запуска господдержки электромобилей число электрозарядных станций в России увеличилось вдвое. Только за 2022 год в 12 пилотных регионах страны было построено 439 станций для быстрой зарядки электромобилей. При этом с конца 2022 года количество регионов-участников программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта было расширено до 40.
Развитию рынка электромобилей в России способствует изменение модельного ряда и рост объемов поставок из Китая. В частности, в начале 2023 года на российском рынке легковых электромобилей сменился лидер. Если раньше на нем доминировала Tesla, то в первом квартале текущего года на первое место вышел Evolute — российский бренд, под которым на липецком «Моторинвест» собираются машины китайской Dongfeng. И хотя в апреле самым продаваемым автомобилем стал Volkswagen ID.4, завозимый в Россию при помощи параллельного импорта, автомобили Evolute уверенно занимают высокие рыночные позиции.
Электромобили в России планирует собирать и калининградский завод «Автотор». Первой электрической моделью станет BAIC EU5. Также у фабрики есть амбиции и по разработке собственных электромобилей, впрочем, как и у проекта «Москвич». Преимуществом же «Автотора» выступает то, что в Калининграде в 2025 году будет запущено производство литий-ионных тяговых батарей для аккумуляторов, что позволит заводу «Автотор» значительно увеличить степень локализации производства при низких затратах на логистику. Это, в свою очередь, сделает производимые на фабрике электромобили доступнее.
Согласно Концепции развития электротранспорта в России, к 2030 году 10% выпускаемого транспорта будет приходиться на электрический (до 220 тыс. электрокаров в год), а в эксплуатацию будет запущено не менее 15 тыс. зарядных станций, из которых больше трети — для быстрой зарядки электрокаров.
Насколько бы чудесной не была идея перехода на «зеленый» транспорт, процесс этот требует долгого времени. Есть несколько факторов, которые не дают электрокарам быстро сместить с пьедестала своего конкурента — авто на двигателе внутреннего сгорания.
Отчасти высокую стоимость батарей можно компенсировать различными программами. Так, в Китае покупатели Volkswagen ID.3 или Wuling Hongguang Mini EV могут купить их условно без батареи. Аккумулятор при этом покупается в кредит, а его стоимость уплачивается отдельно в течение 60 месяцев.
Также существует ряд брендов, таких как Nio, Rising Auto и Livan, которые занимаются активным развитием автомобилей со сменной батареей. Они устанавливают специальные станции по замене аккумуляторов, где поменять разряженную батарею на полную можно за несколько минут. В таком случае, клиент может приобрести автомобиль без батареи, оплачивая исключительно подписку на замену аккумулятора. Минусы у такой схемы – в основном для бизнеса. Дело в том, что такой проект требует большого объёма инвестиций и медленно окупается. Тем не менее, пришедший в Россию бренд Livan уже заявил о своём желании развивать инфраструктуру быстрой замены батарей.
Несмотря на все существующие сейчас ограничения у электрического транспорта есть множество преимуществ, которые позволят ему со временем занять свою долю рынка.
Часто электрокары воспринимают как более экологичную технологию, способную минимизировать урон окружающей среде от выбросов CO2. С ней связана и другая технология будущего — развитие беспилотного транспорта, который будет существовать именно на электрической тяге. Поэтому вопрос распространения электромобилей — это все лишь вопрос времени.