Откуда появилась традиция «Черной пятницы», когда будут распродажи в России и как выгодно покупать товары в этот период?
Традиция проведения сезона распродаж в конце ноября зародилась в США. Она тесно связана с Днем благодарения, который в Америке празднуется в четвертый четверг ноября. На следующий день магазины по традиции открывали свои витрины с большими скидками на товары, а довольные покупатели делали продавцам квартальную выручку.
Сам термин «черная пятница» появился в 60-х года XX века. У него есть несколько трактовок. Согласно первой версии, день скидок называется «черным» из-за сильных пробок и толп на дорогах после Дня благодарения. По другой версии, название отражает переход продавцов от «красного», т.е. убыточного баланса к положительному «черному».
Поскольку День благодарения в США приходится на четвертый четверг ноября, черная пятница выпадает в промежуток времени с 23 по 29 ноября. Впервые в России распродажа под названием «черная пятница» прошла на неделю позже – с 6 декабря 2013 года. Но с 2014 года дни скидок в большинстве случаев проводятся в то же время, что и во всем мире.
В 2023 году «черная пятница» выпала на 24 ноября. В России крупные маркетплейсы и торговые центры начинают сезон скидок зачастую вечером в четверг 23 ноября и даже раньше — за несколько до «черной пятницы» — с 20 ноября.
Некоторые приурочивают распродажи к другой дате — всемирному Дню Шоппинга, который проводится 11.11. Эта традиция появилась благодаря китайской интернет-площадке Alibaba в 2009 году. Компания придумала маркетинговый ход — праздник под названием «Всемирный День Шоппинга». Приурочили его ко Дню Холостяка, который отмечают в Поднебесной 11 ноября.
В России прижились обе традиции: и «черная пятница», и «День Шоппинга». Именно поэтому распродажи у различных ритейлеров и маркетплейсов идут почти весь ноябрь. А некоторые продавцы используют термин «черная пятница» для обозначения собственных распродаж в течение всего года.
Обычно в акции «черная пятница» принимают участие все крупные онлайн-маркетплейсы и оффлайн-ритейлеры. У каждого установлены свои сроки акций, например:
В периоды распродаж по скидке можно купить практически любой товар. В это время выгодно покупать:
Чтобы не попасться на уловку недобросовестных ритейлеров и не пойти на поводу внутреннего ребенка, желающего купить все и сразу, придерживайтесь нескольких советов:
Если вы не успели купить товар в «День шоппинга» или «черную пятницу», не расстраивайтесь. После «черной пятницы» многие ритейлеры проводят «киберпонедельник» или вовсе продлевают период акции до конца ноября.
Следующий период скидок будет на новогодних праздниках в начале января. Особенно выгодно в это время покупать зимнюю обувь и одежду. Часто магазины проводят межсезонные распродажи в течение всего года. Так, летние сезонные товары выгодно покупать к концу лета, когда продавцы избавляются от остатков и освобождают полки к осеннему сезону.